Тахограф — контрольное устройство, устанавливаемое на механические транспортные средства, обеспечивающее непрерывную регистрацию параметров движения, таких как, пройденного пути и скорости движения, а также времени работы и отдыха водителя.
Тахограф неразрывно связан с «Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Все страны-участники соглашения ЕСТР (в том числе и Россия) взяли на себя обязательства обеспечить выполнение требований ЕСТР на своей территории и способствовать в этом другим участникам всеми необходимыми для этого средствами. Все страны принимают решение о принятии того или иного положения соглашения единогласным согласием с этим решением. Процедура инициализации и принятия любого нового положения соглашения ЕСТР очень подробно расписана в тексте самого соглашения. Поэтому любое ответственное лицо, которое желает давать советы по оптимизации систем контроля обязано для начала познакомиться с положениями этого соглашения, чтобы не вызывать удивления у других участников.
Согласно ЕСТР: - Тахограф это контрольное устройство, обеспечивающее выполнение требований соглашения ЕСТР (директива № 3821/85) и все поправки к нему по осуществлению постоянного, автономного и объективного контроля параметров, оговоренных в документах ЕСТР, таким образом, чтобы обеспечить принципы неотвратимости наказания за нарушения требований соглашения ЕСТР и равноправия всех сторон, участвующих в соглашении ЕСТР. Какие параметры и как реализована процедура контроля — вопрос производителя, который обязан выполнить требования единого стандарта на контрольное устройство.
Определяющими факторами в понятии тахографа являются принципы контроля: постоянный, автономный, объективный и, самое главное, обеспечивающий неотвратимость наказания. Особое внимание уделяется именно двум последним принципам: - объективности и неотвратимости наказания.
Поскольку тахографы используются при международных перевозках и контролируются на территории различных стран, а эксплуатируются водителями различных национальностей, то прибор имеет наднациональный интерфейс общения: — в тахографе используются пиктограммы, а не национальный язык того или иного государства. Пиктограммы — это графические изображения режимов работы, событий и команд, которые позволяют пользователю управлять прибором, даже не зная языка общения, установленного в данном приборе ранее. Несмотря на это, сами тахографы имеют широкий выбор установленных языков общения с пользователем, число которых на данный момент превышает 20 возможных вариантов. Язык общения с пользователем выбирается автоматически после установки смарт-карточки пользователя, которая содержит информацию о предпочтительном языке для данного пользователя.
Историческая справка:
Исторически, идея применения тахографа возникла в Европе в момент бурного развития автомобильных грузоперевозок. Законным желанием владельцев предприятий является осуществлять контроль за принадлежащими им орудиями труда и наёмными работниками. На стационарных рабочих местах это сделать легко, а как быть владельцам автопредприятий, когда водитель и автомобиль находятся вне территории предприятия в течение длительного периода времени, контролёра в каждый автомобиль не посадишь. Для этих целей и были разработаны первые тахографы. К ним предъявлялись следующие требования: независимо от водителя регистрировать скорость и пройденный путь, относительно реального времени. Поэтому первыми производителями тахографов были часовые фирмы, так как в основе прибора был часовой механизм. Со временем конструкция и принцип работы тахографа изменялся в соответствии с требованиями рынка. Изменилась и основная задача возложенная на тахограф — на текущий момент, это прибор обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого транспорта, а основными причинами таких аварий является усталость водителя или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства. Тахограф призван не только обеспечить честную конкуренцию, но и обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей и контроль скорости движения транспортного средства, при этом показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах. При этом, выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами стран участниц соглашения ЕСТР, потому что этот документ является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом. Поэтому техническая реализация прибора является сложной шифрованной системой постоянного энергонезависимого хранения данных, с ограничением уровня доступа и защитой передачи данных. Тахографы были унифицированы, получили единые конструктивные и функциональные стандарты. Все европейские тахографы имеют сертификат типа средств измерений вида «e__», они внесены в общеевропейский реестр. И отсутствие на приборе маркировки типа: «e__», означает, что данный прибор не может быть признан тахографом.
Диаграммный диск (тахограмма) тахографа
Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки. Тахографы производятся двух типоразмеров: круглые, устанавливаемые в гнездо спидометра и радиоформата, устанавливаемые в гнездо автомагнитолы. По типу тахографы бывают цифровые и элекронно-механические (аналоговые). Тахограф регистрирует скорость движения, пройденный путь и режим труда и отдыха водителя. Анализ данных тахографии позволяет владельцам предприятий оценить квалификацию водителей.
На сегодняшний день, весь вновь производимый транспорт, который обязан быть оборудован тахографом, согласно соглашению ЕСТР, выпускается с завода только с цифровым тахографом или, как его принято называть согласно документам ЕСТР, контрольном устройством, исключение составляет только транспорт, который продается в государства, не входящие в соглашение ЕСТР. Принципиальное отличие цифрового тахографа от электронного — это наличие энергонезависимой памяти, способной хранить информацию в течение 1 года, и очень серьёзная защита от несанкционированного доступа к данным, записанным в память. Доступ к памяти осуществляется при помощи 4-х видов «ключей», или смарт-карт: это карта Водителя — она сохраняет данные за последние 28 суток; карта Мастера — позволяет настраивать тахограф и изменять его основные функциональные параметры; карта Администратора автопредприятия — позволяет считывать данные о рейсах автомобилей, которые принадлежат данному автопредприятию, а также закрывать эти данные от доступа другим администраторам; и карта Инспектора, которая позволяет считать из памяти тахографа допущенные водителем нарушения (например, скоростного режима или режима труда и отдыха) и произошедшие сбои в работе оборудования (например, отключение питания или датчика скорости).
Четыре самых распространенных модели цифровых тахографов или контрольных устройств, эти модели соответствуют требованиям, изложенным в документе № 3821/85/ЕЕС Приложение 1В. Эти модели получили европейский сертификат утверждения типа контрольного устройства:
- DTCO 1381 производства фирмы Continental Automotive GmbH (ранее принадлежавшая Siemens VDO, а еще ранее VDO Kienzle)
- EFAS 3 производства фирмы EFKON AG
- SE 5000 производства фирмы Stoneridge Electronics (ранее принадлежавшая TVI Europa, еще ранее Veeder Root)
- SmarTach производства фирмы Actia